ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ... БЕРУЩЕГО

Валерий Лопата

"...Между прочим!...  Вы  слыхали?  Совет районных уполномоченных рассматривает  проект решения...  "Об упорядочении положения, создавшегося в связи с наличием в городской черте   больших   скоплений   собакоголовых обезьян"... Предлагается всех обезьян зарегистрировать, снабдить металлическими ошейниками и бляхами с собственными именами,  а затем приписать к учреждениям и частным лицам,  которые впредь и будут за них  ответственны!... Грандиозно! Все дела заброшены, на всех заводах срочно изготовляют ошейники и бляхи."
               А. и Б. Стругацкие  "Град обреченный"

Не успев начаться, 2004 год ознаменовал новый пик активности скандально известной организации, занимающейся регистрацией и учетом животных в г.Киеве. Многие владельцы собак и кошек получили приглашения зарегистрировать своих питомцев в КП «Центр идентификации животных» (см. фотокопии). Причем вручались эти «повестки» лично в руки и с обязательной распиской о получении (как в военкомат). «Черная метка» содержала информацию о том, где и когда можно будет зарегистрировать своего четвероногого друга, а также угрозы о привлечении к ответственности в случае неявки. После долгих попыток удалось «добыть» телефон одного из Печерских отделений этого Центра, где мне поведали следующее:

1). КП «Центр идентификации животных» является государственной организацией – правопреемником ДКП «Животные в городе».

2). Руководит названым Центром Светлана Берзина.

3). Данные, полученные в ходе регистрации, будут передаваться в ЖЭКи для включения в ежемесячные счета за коммунальные услуги пунктов «собака» и т.п.

Все это мы уже проходили сразу после подписания Председателем Киевской городской государственной администрацией А.Омельченко распоряжения от 08.09.97 г. № 1372 «Про порядок утримання і поводження з домашніми та іншими тваринами в м. Києві», а также после изменений и дополнений, внесенных соответствующим распоряжением КГГА от 23 февраля 1998 года № 379.

Не стоит вступать в полемику по поводу правил содержания и обращения с животными. Правила, регламентирующие относительно упорядоченное сосуществование разных категорий людей, любящих и не любящих животных, безусловно, нужны и полезны. Однако в приложении 4 распоряжения горадминистрации указаны тарифы на коммунальные услуги по содержанию собак и хищных животных. В попытке разобраться, исходя из чего данные тарифы (от 2 до 50 гривень) были определены, я столкнулся с некоторыми нестыковками и странностями.

В первую очередь «в поисках правды» я отправился на официальный вэб-портал КГГА. С удивлением обнаружил там в списке коммунальных предприятий КП «Животные в городе» с директором Самофаловой Н.П. (Хотя в средствах массовой информации уже давно сообщили об увольнении Самофаловой и реорганизации «Животных…»). Ни в подшивке новостей сайта, ни в строке поиска не удалось обнаружить НИКАКИХ следов КП «Центр идентификации животных». На этом же сайте содержался текст правил содержания и обращения с животными, но вот текста самого распоряжения… тоже не оказалось. Пришлось обратиться к сайту Верховной Рады, где имеется возможность поиска ЛЮБЫХ принятых законов, подзаконных актов, распоряжений и т.п. не только всеукраинского, но и столичного уровня. Причем со всеми свежими дополнениями и исправлениями.

Подняв свои архивы, я перечитал комментарии к Распоряжению КГГА № 1372, опубликованные А.Темненко (юридическая фирма «Допомога») в газете «Юридическая практика» № 23 (129) за 8 июня 2000 года. В статье четко указано на превышение полномочий Киевской горадминистрации в части регистрации животных и введения соответствующих тарифов за коммунальные услуги. Сопоставив приведенные А.Темненко ссылки на Законы Украины с текстами этих Законов (со всеми поправками на момент написания этой статьи), я лично смог убедиться в явных разногласиях установленных тарифов с законодательством Украины.

Чтобы не быть голословным, приведу выдержки из соответствующих Законов.

1). Закон України "Про систему оподаткування" № 1252-XII від 25.06.91 (із змінами та доповненнями): Ст.15, ч.2, п.14 "До місцевих зборів (обов'язкових платежів) належать: (…) збір з власників собак.

2). Декрет Кабінету Міністрів України "Про місцеві податки і збори" № 56-93 від 20.05.93 (із змінами та доповненнями): Ст.1 "Види місцевих податків і зборів" - До місцевих податків і зборів належать: (…) збір з власників собак; Ст.6. "Збір з власників собак" - Платниками збору з власників собак є громадяни - власники собак (крім службових), які проживають у будинках державного і громадського житлового фонду та приватизованих квартирах. Збір з власників собак справляється за кожний рік. Його граничний розмір за кожну собаку не повинен перевищувати 10 відсотків неоподатковуваного мінімуму доходів громадян на час нарахування збору. ( Частина друга статті 6 із змінами,  внесеними згідно із Законом N 297/95-ВР від 11.07.95 ). Збір з власників собак стягується органами житлово-комунального господарства.

Не стану утомлять читателей. Скажу только, что полномочия Киевской городской государственной администрации по установлению тарифов на коммунальные услуги строго оговорены в статье 28 Закона Украины "О местном самоуправлении на Украине", статье 22 Закона Украины "О столице Украины - городе-герое Киеве" и Постановлении Кабинета Министров Украины № 1548 от 25 декабря 1996 года "Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов в регулировании цен (тарифов)". Тарифы на коммунальные услуги по содержанию собак и хищных животных не упоминаются ни в одном из приведенных документов.

Позволю себе сделать вывод, что за собак владельцы должны платить сбор (а не оплачивать мифические коммунальные услуги) действительно в ЖЭКи, но не ежемесячно, а раз в год и не от 2 гривень и выше, а не более 1 грн 70 коп В ГОД !!!

Пользуясь правилом "одна голова - хорошо, а две - лучше", я обратился за консультацией на сайт юридической помощи. Ответ, предоставленный мне одним из официально зарегистрированных юристов сайта, хочу привести полностью: 

«Аргументи, наведені у статті стосовно перевищення Київською міською державною адміністрацією є досить переконливими. Однак, на сьогоднішній день, розпорядження діє і ні ким не відмінено. Додатково повідомляю, що, як один з варіантів, воно може бути скасовано у судовому порядку. Для цього необхідно звернутися з відповідним позовом до суду, яким буде вирішуватись питання, стосовно правомірності винесення даного розпорядження».

Ненада Олег Анатольевич     25.02.2004 

Таким образом, распоряжение КГГА № 1372  от 08.09.97 г. «Про порядок утримання…» в части утверждения приложения 4, где указаны тарифы на коммунальные услуги по содержанию собак и хищных животных, является ЗАКОННЫМ до того момента, пока владельцы животных БЕЗРОПОТНО ПЛАТЯТ по счетам ЖЭКов.

Неискушенный читатель может сказать, что 8 гривен в месяц за собаку - не такая большая сумма "за спокойствие". Но давайте немного посчитаем. По данным Киевского городского центра "Животные в городе", опубликованным в "Газете по-киевски" № 7 (57) от 19 - 25 февраля 2004 года, в Киеве 48 тысяч зарегистрированных собак (из выявленных 100 тысяч). Т.е. половина владельцев ежемесячно незаконно "отоваривается" ЖЭКами на 4 - 8 гривен (в среднем возьмем 6 грн в месяц). Допустим, что в 1997 году плата ЖЭКами не взымалась, в 1998 году было зарегистрировано 10 % от заявленных 48 тысяч собак и т.д. Для наглядности, приведу полученные данные в таблице: 

Таблица приблизительного подсчета суммы,

оплаченной владельцами за содержание собак

Год

% заре-гистр.

собак от 48 тыс.

Количество зарегистр. собак

Общая сумма, полученная ЖЭКами (в среднем за собаку 72 грн в год)

1998

10 %

4 800

345 600

1999

20%

9 600

691 200

2000

40%

19 200

1 382 400

2001

60%

28 800

2 073 600

2002

80%

38 400

2 764 800

2003

100%

48 000

3 456 000

ИТОГО:

10 713 600

             Впечатляет? За шесть лет с "легкой руки" горадминистрации с граждан Украины безосновательно было взыскано более 2 млн долларов (!!!). И это - только по Киеву! Хочу оговориться, что разброс по годам был сделан мною "на вскидку" исходя из понятий статистики. Кроме того, принципы определения тарифов в одном из ЖЭКов Печерска были следующими: собака выше колена - 8 грн, ниже - 4 грн. Думаю, что во многих других ЖЭКах процедура мало чем отличалась.

            Разбираемся дальше? Согласно Приложению 5 многострадального Распоряжения № 1372 деньги за оплату коммунальных услуг за содержание собак распределяются следующим образом: 40% - ЖЭКам, 20% - управлению ветеринарной медицины с государственной ветеринарной инспекцией, 10% - ДКО "Киевзеленстрой", 30% - Центр "Животные в городе". В том же номере "Газеты по-киевски" от 19 - 25 февраля с.г. приведено интервью с директором КП "Центр идентификации животных" Светланой Берзиной. Берзина пояснила корреспонденту, что ЖЭКовская доля идет на оплату услуг дворников, уборку территории, потребление воды и тепла (причем плата за содержание собаки не освобождает владельца от обязанности следить за тем, где она справляет нужду и убирать за ней), а проценты "Центра идентификации" - на работу по учету собак. В связи с этим сразу возникает два вопроса: какие могут быть ежемесячные отчисления в "Центр идентификации" (с учетом ПЛАТНОЙ регистрации) на работу по учету собак (да еще 30%) и какие затраты компенсируются ЖЭКам (убирать должны сами владельцы, уборка территории дворниками и так учитывается при начислении коммунальных платежей, остается потребление воды и тепла !??)?

            Создается впечатление, что, с новой силой возобновив "охоту" на владельцев животных, КГГА пытается уйти от более насущных вопросов. Весь мусор и грязь на улицах и во дворах можно "списать" на собачников. Потери воды и тепла из-за халатности коммунальщиков тоже можно "записать" на животных. А взамен? А что вам еще?  Элитное жилье и автомобильные стоянки - это городу необходимо (лишние деньги всегда не лишние). Выгулы для собак? Глупости.

Подводя итог, хочу отметить, что за эти годы (и за эти деньги) так и не было создано официально обещанное городскими властями кладбище домашних животных. Выделенные же кое-где площадки для выгула собак (не будем обсуждать их размеры, территориальное расположение и качество покрытия) постепенно "уходят" под застройку с легкой руки той же горадминистрации… Так что… платите.

"...Но я здесь свободный человек,  и пока мою эту свободу не тронули,  я тоже  никого не трону.  А вот если тут которые найдутся, чтобы нынешнее положение фермерское переменить, то тут я вам в точности обещаю: мы от вашего города камня на камне не оставим..."
               А. и Б. Стругацкие  "Град обреченный"

 

При подготовке статьи были использованы следующие источники:

  1. Офiцiйний веб-портал київської мiської влади – http://kmv.gov.ua/
  2. Сайт Верховної Ради України http://www.rada.gov.ua/
  3. Юридична консультація - http://911.kiev.ua/
  4. Подшивка газеты „Юридическая практика”
  5. Подшивка газеты „Газета по-киевски”

Смотри также фотокомментарий к статье.

Hosted by uCoz